Круглый стол назывался «Регулирование майнинга и обращения криптовалют в России: текущий статус, возможности и риски». Центральный исполнительный комитет партии собрал представителей Центрального банка, Минэкономразвития, Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) и несколько отраслевых экспертов.
Необходимость создания некой уполномоченной организации, где будут проходить торги в узких рамках экспериментального правового режима и только ради внешнеэкономической деятельности, Банк России объяснил международными санкциями. Легализация частных криптовалют в любом виде, «реклама и предложения в иной форме неограниченному кругу лиц» обязаны быть запрещены, напомнил позицию своего ведомства директор департамента финансовых технологий ЦБ Станислав Короп. Майнинг, да, можно разрешить, но под контролем правительства, а намайненная криптовалюта должна продаваться «при условии неиспользования объектов российской информационной инфраструктуры», то есть как-нибудь за границей.
За 2022 год в России было намайнено криптовалют на примерно $1 млрд. Почти столько же составляет в РФ ежедневный оборот криптофиатного обмена, утверждает гендиректор Infefi и автор телеграм-канала Менделеевщина Сергей Менделеев:
«Если говорить об обороте крипты в РФ вообще, включая фьючерсы на бирже Binance, готов доказать, что он будет составлять не менее $3-5 млрд ежедневно. Таким образом, ЦБ предлагает на довольно жестких условиях легализовать примерно 0,1% оборота, отправив остальные 99,9% из серой в черную зону, — настаивает Менедлеев. — Те, кто реально не понимает этого, поддерживая хотя бы как-то подобные начинания и законодательные инициативы, — ну что ж… Поймете позже».
На круглом столе федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин предложил предложил всем заинтересованным лицам – представителям компаний и ведомств, экспертам — делиться позициями, чтобы с учетом мнений всех сторон выработать некую согласованную позицию по регулированию криптовалют в России.
Антон Немкин, член думского комитета по информационной политике также является бывшим сотрудником ФСБ, который в материалах британского BBC и книге «Крипта» иностранного агента Андрея Захарова указан как человек, который якобы требовал от администратора биржи WEX (бывшая BTC-e) Алексея Билюченко перевести все средства биржи в некий «фонд ФСБ России». Депутата упоминает в некой аудиозаписи человек с голосом патриотичного бизнесмена Константина Малофеева — мол, на Лубянке Билюченко обещал Антону передать базу пользователей WEX. Сам депутат, насколько известно, игнорировал неоднократные вопросы BBC о знакомстве с Алексеем Билюченко, а его PR-помощник на аналогичный вопрос отвечал: «Антон Немкин не имеет никакого отношения ни к господину Билюченко, ни к его профессиональной деятельности».
17 мая на сайте со сливами из правоохранительных органов rucriminal вышла статья о ситуации с делом WEX, где говорится что Алексей, который официально сменил фамилию с Билюченко на Иванов, добровольно, но под давлением, согласился на досудебное соглашение и передачу 10000 биткоинов в пользу Малофеева. Материал анонсировал перевод резонансного дела из районного суда Новосибирска в подконтрольный Мещанский районный суд Москвы. Предсказание rucriminal сбылось: решение о переводе 21 июля одобрил Верховный суд, несмотря на категорические возражения Генеральной прокуратуры.
Речь о возврате средств законным их владельцам, то есть пользователям биржи WEX, похоже, вообще не идет. Остается наблюдать: кто конкретно из участников схемы получит средства. Но это будут точно не пользователи когда-то крупнейшей русскоязычной биржи обмена криптовалют.
Координатор партийного проекта «Цифровая Россия» в Донецкой Народной Республике Алексей Муратов предложил найти место для экспериментального правового режима, своеобразной легальной резервации для цифровых валют, как раз на Донбассе.
Алексей Муратов известен как один из бывших руководителей в финансовой пирамиде МММ. Особая активность была замечена в Индии, где позже Муратов даже был задержан, но позже выпущен под залог.
После МММ Алексей Муратов основал региональное общественное движение Change the World Together (CWT) и участвовал в развитии финансовой пирамиды E-dinar. А когда она начала схлопываться, стал развивать финансовую пирамиду PRIZM. Оба этих проекта пытались замаскировать под криптовалютные. И CWT, и PRIZM Банк России в 2021 году официально признал финансовыми пирамидами. Это решение пытались оспорить, но безрезультатно: суд постановил в удовлетворении оспаривавшим отказать, и в своем решении подтвердил выводы Центробанка.
PRIZM просуществовала около трех лет и фактически схлопнулась в 2020 году. Стоимость токена PZM рухнула на 99.8% относительно своих максимумов.
Сейчас Алексей Муратов является руководителем центрального исполкома и заместителем секретаря донецкого регионального отделения партии «Единая Россия».
Итоги круглого стола В пресс-релизе ЕР по итогам круглого стола не удалось найти высказываний с возражениями против желания ЦБ фактически запретить свободное хождение криптовалют в России.
Глава Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Юрий Припачкин выразил опасения, что майнеры не захотят работать на условиях, которые создает правительство:
«Вы должны понимать: наши майнеры работают в зарубежных пулах, чтобы избежать преследования на рынке из-за продаж криптовалют российского происхождения. Поэтому предложения легализоваться по всем законам и требованиям в России могут быть восприняты майнерами в штыки».
Альтернативных предложений запрету свободного оборота за круглым столом либо не прозвучало вовсе, либо просто не попало в пресс-релиз пресс-службы партии.
Основные риски запретов оборота криптовалюты для России на Bits.media разбирали еще девять лет назад, вскоре после появления первых документов от ЦБ и генпрокуратуры. С того момента, по факту, законотворчество практически не сдвинулось. Полный перечень рисков все еще актуален:
- Соблюдение запретов только белым рынком (которого толком не будет). Черный рынок запреты традиционно не соблюдает.
- Отток квалифицированных IT-специалистов и предпринимателей за границу.
- Техническая неготовность исполнения законов о криптовалюте и расследования преступлений.
- Недополучение бюджетом РФ налогов от ушедшего или не возникшего бизнеса.
- Техническое отставание от стран, где крипто-технологии будут развиваться.
- Популяризация действительно анонимных криптовалют и методы сокрытия действий, которые сейчас мало актуальны.
- Предоставление преимущества юрисдикциям с более лояльным регулированием, создание сильных конкурентов.
- Отставание в экономической и технической грамотности граждан.
А как могло быть иначе? Один из постоянных авторов Bits.media в статье «Право vs закон: что надо делать с регулированием криптовалют в России» сделал выводы: если хочется быть лидером, нужно быть первыми, или быть лучшими. На данный момент для РФ это уже неактуально. На основании анализа правовых режимов в других странах для развития российской криптоиндустрии государству предложено вводить превентивное позитивное регулирование, изменение риторики официальных лиц и создание оффшорных зон для привлечения капитала.
По оценке основателя Blockchain Life Сергея Хитрова, объем рынка криптовалют в России на 2021 год составлял примерно 20-40 трлн рублей (~$423 млрд). Криптовалюты — одна из самых перспективных сфер финансового рынка. Неужели здесь не за что бороться? Неужели все запретить — лучший выход?
Экономика 2020-2030-х, которая не хочет соприкасаться с криптомиром — это не цифровая экономика. А нецифровая экономика в оцифрованном мире — это экономика отсталая. На данный момент, к сожалению, поводов для оптимизма по части регулирования криптовалют в России не очень много. Особенно видя кто и какие инициативы сейчас продвигает.
Читайте оригинальную статью на сайте Bits.media